Лилльские кружева

Лилльские кружева

Одна из самых старинных северных французских народных сказок называется «Про тринадцать мух». Главный герой данного волшебного повествования — ткач, умеющий выделывать отличное полотно. Во Франции также существует примета, что в каждой семье должны передаваться из поколения в поколения образцы старых тканей и кружева. Французский хлеб традиционно выпекали в ткани и заворачивали тоже в полотно, украшенное кружевом, приговаривая: «Добро — к добру, богатство — к богатству». Лилльские полотна и кружева были известны во всей Европе.

История лилльского кружева

Аристократы и священники в Средние века тратили на кружева огромные суммы. Художники придумывали узоры для утонченных изделий. К XVII в. кружевом украшали платья придворных дам и кавалеров, отвороты сапог и перчаток, кровати и троны, из этого тонкого материала делали воротники, манжеты, галстуки. В 1660 г. Людовик XIV, убеждаемый министрами Кольбером и Мазарини, издал эдикт о запрете ввоза во Францию иностранного кружева. В стране появились первые мануфактуры по изготовлению изысканных узоров. Возникло сразу несколько центров, среди которых был и Лилль. Кольбер пригласил из Венеции и Фландрии лучших мастериц и велел закупить в Италии и Нидерландах образцы дорогих тканей и работ. Французские кружевницы освоили новое мастерство, и Великая Республика, уже становившаяся законодательницей мод в Европе, вскоре полностью была обеспечена собственным дорогим кружевом. В начале XIX в. часть промышленников английского Ноттингема, одного из главных центров машинного производства тюля и кружев, переселилась на континент. Многие из них обосновались  в Лилле, славившимся своим текстилем. Кружевное производство приобрело новый стимул для развития.

Лилльские кружева

Особенности лилльского кружева

В основе легчайшего и нежного лилльского льняного кружева — воздушная сетка из шестигранных петель. Каждый завиток имеет четыре стороны, образованные двумя нитями, переплетенными вместе, и две другие, полученные путем скрещивания в плетении. Узоры созданы из цельных петель и окружены толстой декоративной нитью. Мотивы композиций в основном цветочные и растительные. На некоторых изделиях изображаются традиционные французские цветочные горшки; такой вид кружева носит название «Горшочное». Мастерство Лилля было популярным не только во Франции, работы традиционно использовались для украшения шляпок в провинциях Голландии. Центральные части цветочных композиций декорируют стильные петли орнамента. Основа самого кружева часто украшена разбросанными по ткани квадратными points d’esprit. В Лилле делалось также знаменитое кружево малин (по французскому названию фламандского города Мехельн) с орнаментом в стиле рокайль («раковина»). Контур цветочного рисунка выделывался очень плотной блестящей нитью, что делало работу рельефной и объемной. Кружево малин служило для отделки манжет и бальных батистовых платьев, для изготовления пышных жабо.

Кружевное производство Лилля сегодня

В 1960-х гг. производство кружева в северо-восточной части Франции сократилось из-за общего кризиса хлопчатобумажных мануфактур в Европе. Сегодня на некоторых текстильных фабриках возрождено традиционное производство кружева, разумеется, машинное. В пригородах Лилля работают школы древнего и современного текстильного дизайна. В одном из старинных центрах кружевоплетения, в Марк-ан-Барёле, пригороде Лилля, основано предприятие компании Promod, производящее дизайнерскую молодёжную одежду. Лилльские образцы можно увидеть в Международном музее кружева и моды в Кале. В сельской местности некоторые мастерицы выполняют ручные работы в традициях высокого художественного ремесла.

Посетить места в департаменте Нор, связанные с историей кружевоплетения, насладиться красотами природы Лилля, познакомиться с достопримечательностями северо-восточной Франции можно с помощью компании Кофранс Сарл. Сотрудники фирмы надежно и комфортно организуют отдых в одном из самых гостеприимных мест Европы.